05.02.2020
Музыка в жизни - музыка души.
Вас приветствует музыкальный руководитель
МБДОУ № 12 г. Азова
Новак Екатерина Сергеевна
Музыка развивает интеллект.
О
развитии ребенка средствами музыки написано немало научных трактатов и
методических пособий. Практика использования музыки в воспитании и развитии
способностей малыша, его моральных, волевых качеств имеет многовековой опыт. Однако сегодня у многих родителей рано или
поздно возникает вопрос. Стоит ли учить ребенка музыке? У них нет сомнений,
когда речь идет об обучении математике, географии, истории, других предметов,
предусмотренных программой школы. А к музыке, как к обучающему предмету подход
принципиально другой: стоит ли зря тратить силы и время ребенка, если он не
будет специализироваться в этой области? Что дает музыка для познания? Для
реальной жизни?
Полемизировать и дискутировать по этому вопросу можно
долго, но лучше обратиться к фактам. Так, исследователи из университета
Висконсина выявили, что каждый ребенок, только появившись на свет, имеет тонкий
музыкальный слух и хорошее чувство ритма. Но, эти способности угасают через
несколько лет, если их не развивать.
По мнению исследователей именно благодаря
музыкальному слуху и чувству ритма ребенок воспринимает разговор людей.
Улавливая в нем ритмические элементы, благодаря им с мешанины звуков он
выделяет отдельные слова. Всего за несколько месяцев малыш накапливает в памяти
тысячи слов как ритмично, звуковысотно и интонационно организованные звуковые
фрагменты. Отдельные их композиции, на радость родителям, неожиданно превращаются на фразы,
что их трогательно лепечет малыш.
Исследователи
также отмечают тесную связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично
машет руками, прыгает, постукивает игрушкой, выкрикивая при
этом слоги в ритме движений, но как только движения прекращаются, он замолкает.
Умение адекватно отображать различные ритмы способствует правильному отображению
ритмичного рисунка слов, их составной структуры, ускоряет развитие других лингвистических
способностей, например словообразование. Чувство ритма, или ритмическая
способность есть в психическом развитии ребенка новообразованием универсального
типа. С развитием чувства ритма у малыша качественно изменяются составляющие
его психики, необходимые для разных видов деятельности, поведения в целом.
Физик Гордон Шидв с Калифорнийского
университета и психолог Френк Размер с университета штата Висконсин исследовали
роль обучения музыке. Кроме слушания музыки и игре на музыкальном инструменте Ю.
В интеллектуальном становлении ребенка. При помощи компьютерных технологий они
выяснили, что музыка влияет на развитие мозга и моторики человека, способствует
развитию аналитического мышления.
В
эксперименте брали участие 78 дошкольников, которых разделили на три группы.
Детей первой группы учили музыкальной грамоте и игре на фортепиано, другой –
работе на компьютере, в третьей – контрольной – группе никаких специальных
занятий не проводили. Через полгода во всех трех группах было проведено
тестирование умственных способностей
детей. Причем в тестах особенное внимание уделялось геометрическим и физическим
представлениям. Выявилось, что дети. Которых обучали музыке, показали
результаты на 34% выше, чем их однолетки из контрольной группы. У детей,
которые научились работать на компьютере, результаты были на 28% лучше от
полученных в контрольной группе. На основании данного эксперимента
исследователи пришли к выводу, что музыка способствует развитию аналитического
мышления, и чем раньше ребенок начнет заниматься музыкой, тем лучше будет
результат.
Известно, что музыкальные предпочтения
могут немало сказать о внутреннем мире человека ее душевное состояние.
Музыкальное образование развивает ум и чувства, укрепляет духовное и
психическое здоровье ребенка, способствует формированию теплых, доверчивых
отношений в семье между родителями и детьми.
Чтоб ребенок развивался музыкально, совсем
необязательно ждать его поступления в музыкальную школу или обращаться к
специалисту. Приучать малыша к музыке, используя ее общеразвивающие возможности
может и человек без музыкального образования. Убедиться в этом можно,
ознакомившись с советами и упражнениями, которые помогают привить ребенку вкус
и интерес к музыке и сделать занятия с ней полезными и интересными.
Самый первый совет взрослым – родителям и
воспитателям: пойте! Если вы стыдитесь своего пения, делайте это, когда вы
наедине с малышом (дети благодарные слушатели). Пойте малышу с самого его
рождения. Даже если вы немного фальшивите, надо и в этом случае петь и говорить
малышу: «Я пою плохо, но все равно петь так приятно. Но если бы я пела лучше,
то было бы еще приятней и веселей!»
Что петь?
Лучше – детские песенки, традиционный
репертуар который очень большой. Если вы не помните ни одной песни, найдите
кассету или компакт-диск и слушайте до тех пор, пока не запомните слова. Важно,
чтобы ребенок постепенно освоил несколько простых мелодий. Которые станут у
него первым уроком в мире музыки.
Как
петь?
Выберите песню, которая вам больше
всего нравится, и пойте ее ребенку на сон грядущий. Делайте это хотя бы один
раз в день. Пойте ее со словами и без слов. Не забывайте, что слова – это
только дополнение к музыке. Желательно, чтобы малыш слышал, как вы поете без
слов. Это очень важно.
Ксилофон.
Купите правильно настроенный ксилофон.
Почему именно ксилофон? Потому что это единственный инструмент, одновременно и
мелодичный и ударный, который не расстраивается со временем. Играйте на нем
музыкальную фразу за фразой. Но не пойте. Потом сыграйте первую фразу и
пропойте ее, называя соответствующие ноты, например «до», «ре», «ми», «до» или
в другой последовательности. Если чувствуете что фальшивите, то не надо петь,
лучше говорить.
Возьмите за правило проигрывать какую-то
фразу на инструменте, проходя мимо него с малышом на руках. Играйте не
отдельные звуки, которые, по сути, эквивалентны отдельным буквам, а короткие
музыкальные фразы, которые есть своеобразными музыкальными словами. Можно
проиграть малышу гамму, последовательно ударяя по клавишам в нижнем ряду;
аккорд – последовательность через одну клавишу в нижнем ряду; хроматическую
гамму, озвучивая по очереди все клавиши нижнего и верхнего ряда и другие
варианты последовательностей. Главное, чтобы это был не отдельный звук, а их
определенной словосочетание, последовательность.
Записи.
Давайте детям возможность слушать музыку.
Хорошо было бы приобрести для этого аудиосистему. Записывайте разную музыку,
прививая уши малыша к разным жанрам: классической музыке разных периодов,
джаза, популярных эстрадных песен, народной музыки, звучание простых и сложных,
симфонических, народных и современных электронных музыкальных инструментов.
Используйте
разные виды восприятия музыки на слух.
Различают три вида музыкального
восприятия: пассивное, когда ребенок
слышит звук радио, но занят другим; частично
активное - малыш слушает и одновременно думает о чем-то своем: музыка
в этом случае есть для него источником эмоционального состояния; и. наконец, активное, когда ребенок пытается исполнять
ту или иную песенку, поет отрывки из нее, замечает, когда поют неправильно.
Понятно, именно последний вид восприятия музыки следует развивать, поскольку
никакой инструмент не заменит ребенку переживания непосредственного участия в
создании музыкальных звуков при помощи собственного голоса, собственных чувств.
Ребенок
начинает петь.
Не волнуйтесь, если этот момент будет еще
отсрочен. Малыш должен много раз услышать ту самую песенку (если можно, то в
вокальном и инструментальном варианте), прежде чем он ее сам запоет. Важно, чтобы
в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не услышит отличия между
правильным вариантом и своим собственным неуверенным, с многими ошибками
исполнением. Не заставляйте ребенка петь. И одновременно поддержите его, когда
он сам начнет петь.
Импровизация.
Привычку к импровизации надо вырабатывать
с малого возраста. Не ограничивайтесь исполнением песен, придумывайте
музыкальные фразы, музыкальные интонации сами. Не надо быть композитором, чтобы
сложить какой-то простой мотив. Попробуйте пропеть, то, то вы должны сказать
детям. Они будут в восторге; кроме того, вы подаете чудесный пример. Похвалите
ребенка, который ответит вам так же. Возможно, обращая внимание на то, что ему
нравится ваше пение, он не отважится сам спеть. Не останавливайте своих попыток.
Пойте на разные голоса, изображайте оперных певцов, напевайте колыбельные песни
и др. При этом сами составляйте и рифмуйте слова, подбирайте к ним
разнообразные музыкальные интонации. Через какое-то время ребенок выберет то,
что ему захочется повторить за вами.
Составляйте
мелодии, которые бы передавали значения прилагательных.
Это веселая игра: подберите несколько
прилагательных и в зависимости от того, как вы воспринимаете каждый из них,
составьте небольшую мелодию. Если у ребенка возникнет желание подражать вам,
прекрасно. Но пусть они сначала послушают. Потом смените тактику: спойте
что-нибудь и попросите малышей определить – грустный это мотив или веселый.
Вот, например, назовем несколько прилагательных, которые можно использовать в
этой игре: сердитый, веселый, грустный, испуганный, быстрый, праздничный и др.
Если вы умеете играть, проведите такую же игру при помощи музыкального
инструмента.
Высота,
продолжительность и громкость звуков.
Предложите детям закрыть глаза и слушать.
Сыграйте по- очереди высокие и низкие звуки в любой последовательности.
Попросите обозначить отличие между ними. Желательно начинать с самых отдаленных
друг от друга звуков. Постепенно переходя к тем, которые расположены ближе и
ближе, пока расстояние между ними не сократится минимально – т.е. к звукам,
которые стоят рядом. Потом сыграйте на ксилофоне первые два звука известной
детям песни и спросите, который из них выше (или ниже), потом следующие звуки,
постоянно предлагая сравнить их по высоте.
Продолжить игру можно, сменяя
продолжительность звучание отдельных звуков и их громкость. Пусть малыши
слушают звуки разной продолжительности, а потом - звуки разной громкости. Если
эта игра их заинтересует, вы достигнете того, что они будут различать звуки по
высоте, продолжительности, громкости. Обратите внимание, что эти качества
природные и могут рассматриваться не только музыкальных звуков, а и к многим
другим предметам и явлениям.
Игра
«Солнечные зайчики».
Включите ритмичную музыку. Предложите ребенку
взять маленькое зеркальце и покажите ему, как пускать солнечного зайчика.
Зайчик должен прыгать в ритме музыки, которая звучит. Предложите малышу
потанцевать, попрыгать, помахать руками в ритме музыки. Постепенно он научится
четко координировать свои движения, согласовывать их характер с музыкальным
ритмом.
Ритмические
диктанты.
Похлопайте или простучите руками по столу
очень простой ритм и попросите ребенка повторить его. Если он ошибся, скажите:
«У тебя почти вышло, но послушай еще раз…» Варьируйте ритмы. В том числе. Когда
сложной частью ритма является пауза, отобразите ее мимикой и произнесите звук
«шшш». Руки в этот момент не двигаются, потому что ребенок плохо воспринимает
паузу как таковую, ему нужен полный образ паузы. Когда он повторит ритм,
попросите его сделать это несколько раз.
Такая игра полезна в случае, когда вам
надо пойти с малышом туда, где ему будет скучно и его будет сложно чем-либо
занять.
Игра
в вопросы и ответы.
Если у вас развит музыкальный слух, то в
начале музыкальной фразы вы можете определить, как она должна закончиться.
Поставьте ребенку музыкальный вопрос, то есть пропойте ему фрагмент мелодии,
который требует продолжение. Покажите малышу, как вы сами ответили бы на такой
вопрос. Чтоб лучше вас понял, придумайте слова, текст к этой музыкальной фразы,
например: «Как дела? – Спасибо хорошо», или «Где свитер? – у меня в комнате, в
шкафу».
Если у вас хорошо развит слух, сыграйте
звук на ксилофоне, а потом пропойте его. Попросите ребенка сделать тоже самое.
Постепенно увеличьте количество звуков.
Очень
важно! Никогда не говорите ребенку, что он плохо поет! Правильное воссоздание
тесно связано с верой в себя.
Если малыш поет не правильно, уверьте его,
что он поет почти правильно, но звук необходимо сначала прослушать в мыслях, а
уже потом петь. Никогда не говорите, что у ребенка нет слуха, даже в его
отсутствии. Не занижайте его самооценку.
Пение
по-очереди.
Пойте хорошо знакомую малышам песню вместе
с ними, по-очереди исполняя фрагмент. Тех, кто поет, может быть вдвое больше.
Вы без предупреждения указываете на того, кто должен начинать пение. При этом
предыдущий певец должен замолчать, поскольку песню продолжает другой, и так до
ее окончания. Такую игру можно провести с ритмом, который вы по-очереди
выстукиваете вместе с ребенком.
Невидимый
сосед.
Упражнение похоже н6а предыдущее, но
теперь один из участников – ребенок, а другой – воображаемый сосед, который
молчит. По вашему знаку малыш должен остановиться петь вслух, но продолжать
петь мысленно до тех пор, пока вы не дадите команду. Тогда ребенок снова
начинает петь вслух, как-будто в промежутках песню пел кто-то другой –
невидимый и неслышимый.
В эту игру можно играть втроем. В этом
случае ритм должен переходить от вас к невидимому соседу, потом к ребенку и
дальше по кругу.
Игра
в притяжение.
Пусть ребенок отстучит простой и хорошо
знакомый ему ритм. Убедившись, что он увлекся этим занятием, начните
отстукивать другой ритм. Каждый из вас должен придерживаться своего ритма, не
сбиваясь на ритм другого. Это эффективная подготовка к хоровому пению без
сопровождения.
Голосовые упражнения.
Изобразите звук сирены. Т.е. на одном
дыхании спуститься к нижней черте вашего диапазона, потом поднимитесь к
верхней. Предложите ребенку руководить вами: когда он поднимает руку, вы
повышаете высоту звука, а когда опускает – снижаете. Игра очень нравится
малышам. Потом поменяйтесь ролями: малыш изображает сирену, а вы руководите им.
Имитируйте сирену пожарников, заводской гудок, сирену полицейской машины и т.д.
Со временем, звук сирены можно придумать самостоятельно.
Домашний
театр.
Читайте и разыгрывайте сказки по ролям.
Пусть ребенок озвучивает разных персонажей и голосом передает их характер:
комарик говорит тонюсеньким голоском, Баба Яга – грубым и низким, лисичка
произносит ласково, растягивая гласные и т.д.
Не
разбуди куклу.
Положите куклу в кроватку, скажите
малышам, что она устала и заснула, а вам надо убрать игрушки, но очень тихо,
чтоб не разбудить куклу. Попросите детей все делать и разговаривать тихо, но не
шепотом.
Голоса
разного тембра.
Поговорите с детьми на эту тему. Когда
звучит песня, спросите, что они думают о голосе певца, нравится ли, похож ли
голос на ваш, в чем отличие. Сравнивайте голоса разных певцов. Пусть дети знают
о разных тембрах голоса и чувствуют их.
Комментируйте ответы малыша и отмечайте
правильные. Важно, чтобы ребенок знал: у него что-то получается и вы это
замечаете.
Педагог осуществляет эту работу в условиях
образовательного учреждения согласно методике, используя игровые приемы и
игры-занятия.
Ознакомление
с музыкальными инструментами.
Родителям стоит побывать в магазине
музыкальных инструментов, где работает внимательный и добродушный продавец.
Покажите сыну или дочке разные инструменты и, если можно, дайте послушать, как
они звучат. Возьмите с собой рекламные проспекты с картинками и со временем
время от времени показывайте их малышу, помогите ребенку сравнить инструмент с
его изображением на картинке. Вернувшись домой, предложите малышу послушать,
как звучит тот или другой инструмент в аудиозаписи, и научить узнавать звучание
этого инструмента в разных музыкальных сочинениях.
Игра « Духовой оркестр».
Сначала вы демонстрируете ребенку, как
можно при помощи трубочки и банки с водой делать пузырьки. Дайте ребенку такую
же трубочку и попробуйте вместе с ребенком пускать длинные и короткие струйки
воздуха. Можно посоревноваться или дуть в банку по-очереди. Потом вы объявляете
о начале концерта, включаете музыку – и ваш «духовой оркестр» ритмично
подыгрывает. Это комедийное упражнение развивает у ребенка внимание и дыхание,
дает первые навыки общей игры. Для этого упражнения своеобразно использовать
сочинение Ф.Шуберта «Музыкальный момент».
Игра «Найдите сестричку».
Для ее проведения целесообразно использовать клавишные инструменты, например
фортепиано. Вместе с ребенком вы выбираете клавишу, на которую надо нажать и
правильно ее назвать. Например, что это будет ре первой октавы. Тогда поисковой
клавишей станет тоже ре, но октавой выше или ниже, в зависимости от вашего
места рядом с ребенком: если справа – то выше, слева – ниже. Дальше вы
определяете, кто из вас будет « загадывать» первым. Один из играющих ставит
палец на клавишу и называет ее, другой – начинает импровизировать, т.е.
перебирать звуки на инструменте в своем регистре до тех пор, пока найдет
«сестричку» - клавишу, которая совпадает по звучанию с той, на которую нажал
первый играющий. Когда другой играющий найдет «сестричку» и назовет ее, поменяйтесь
ролями.
Играют по-очереди: пока один участник
играет на инструменте, другой – слушает до тех пор пока не подойдет его очередь
играть. В это игре нет потребности исполнять специальные сочинения и даже
простые мелодии. Лучше попробовать подобрать на инструменте музыкальные
интонации, которые имитируют природные звуки или голоса животных. Во время игры
ребенок стремится повторять за взрослым. Красивые, но сложные для
воспроизведения мелодии могут вызывать у малыша сомнения в своих способностях,
а отсюда и угасание интереса.
Можно
предложить малышу поиграть в эту игру в пари с другим ребенком. Эта игра
дает возможность легко запоминать местонахождение и названия клавиш. Она
раскрывает способности ребенка к импровизации и способствует познанию возможностей
музицирования через наследование.
Голос ребенка.
Развитие музыкального слуха, пение
помогают полнее использовать все возможности голоса ребенка. Во многом качество
голоса обозначается анатомическими особенностями конкретного человека: его
возрастом, строения гортани, объемом околоушных пазух. Но некоторые
характеристики голоса можно и надо развивать с раннего детства.
Большое
значение в развитии речи и постановке музыкального голоса имеет правильное
дыхание.
Залогом свободного дыхания, а следственно
и хорошего голоса – правильная постановка. Она важна для работы сердца и
достаточного насыщения тела кислородом.
Полезные
упражнения:
-
занимайтесь с детьми физическими упражнениями, плаванием, укрепляя их мышцы
груди, живота, спины.
- превратите дыхательную гимнастику в
увлекательную игру. Надувая шар, можно чередовать глубокие и короткие выдохи.
Предложите ребенку роль искателя подводных кладов: разложите на полу игрушки.
Чтобы их достать, надо «нырнуть» и задержать дыхание.
Детям со слабыми речевыми данными хорошо помогают
упражнения на объединение пения с пассивными движениями, поющее чтение,
ритмичное пение – чередование коротких и длинных слогов по движению руки,
объединение речевой интонации с музыкальной и т.д.
Чего
не следует делать:
-
не делайте дальновидных выводов о наличии или отсутствии у ребенка музыкального
слуха и голоса. Вокальные мышцы у дошкольников еще не развиты.
-громкое пение, крик вредят еще не
окрепшим голосовым мышцам детей, притупляют слух и негативно влияют на их
нервную систему.
- вред голосовым связкам приносит так же
исполнение детьми песен для взрослых с широким диапазоном, которые они слышат
по радио, телевизору, в аудио записях.
Научные
данные и многовековой опыт свидетельствуют: любовь к музыке. Привитая в
детстве, может стать крепкой основой для дальнейших достижений и успехов
ребенка. Раннее обучение музыке открывает широкий путь к интенсивному развитию
сенсорных способностей.