01.11.2022
«УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации .
В ДОУ действуют следующие нормативно-правовые документы и локальные акты, с помощью которых регламентируется структура управления коллективом:
§ Договор между МБДОУ и родителями.
§ Трудовой договор между администрацией и работником.
§ Коллективный договор.
Локальные акты
§ Штатное расписание.
§ Приказы заведующего МБДОУ
§ Должностные инструкции, определяющие обязанности работников ДОУ.
§ Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ.
§ Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в ДОУ.
§ Положение о Родительском Комитете.
§ Положение о Педагогическом совете.
§ Положение о родительском собрании.
§ Положение об оплате труда работников МБДОУ
§ Перспективные и календарные планы работы воспитателей и специалистов.
Создание и обогащение нормативно- информационного обеспечения в ДОУ, способствует осуществлять аналитический анализ управленческой системы и приводит к повышению её эффективности.
Административная система управления МБДОУ:
- Заведующий МБДОУ
- Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе;
Административные обязанности в педагогическом коллективе распределяются следующим образом:
Заведующий в соответствии с законодательством РФ и уставом МБДОУ осуществляет руководство образовательным учреждением, устанавливает контакты с внешними организациями, осуществляет системный контроль за воспитательно-образовательной, административно-хозяйственной и финансовой деятельностью учреждения.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе организует и обеспечивает безопасное и бесперебойное обслуживание, выполнение предписаний надзорных органов, ремонт.
Управление МБДОУ включает в себя следующие структурные подразделения:
- Общее собрание трудового коллектива МБДОУ;
- Педагогический Совет МБДОУ;
- Родительский комитет МБДОУ;
Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за деятельность учреждения.
Общее собрание трудового коллектива МБДОУ.
Настоящее положение разработано в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ», Уставу ДОО.
Общее собрание коллектива – орган самоуправления, объединяющий всех работников ДОО, осуществляющих свою деятельность на основе трудового договора
осуществляет полномочия трудового коллектива, обсуждает проект коллективного договора, рассматривает и обсуждает программу развития МБДОУ, рассматривает и обсуждает проект годового плана работы МБДОУ, обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в МБДОУ и мероприятия по ее укреплению, рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников, охраны труда воспитанников в МБДОУ, рассматривает и принимает Устав МБДОУ, обсуждает дополнения, и изменения, вносимые в Устав МБДОУ.
Педагогический совет МБДОУ
Деятельность педагогического совета определяется «Положением о педагогическом совете».
Педагогический совет действует в соответствии с действующим законодательством и подзаконными актами:
· Конституцией РФ.
· Закону РФ от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
· указами и распоряжениями Президента РФ, Правительства РФ.
· нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ.
· Уставом МБДОУ
· настоящим Положением.
Педагогический совет является постоянно действующим коллегиальным органом управления образовательным учреждением для развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников. В состав Педагогического совета входят: заведующий (председатель педагогического совета), воспитатели. Каждый педагог, работающий в дошкольном учреждении, является членом педсовета.
Функции педагогического совета: осуществляет управление педагогической деятельностью МБДОУ определяет направления образовательной деятельности МБДОУ, отбирает и утверждает общеобразовательные программы для использования в МБДОУ, рассматривает проект годового плана работы МБДОУ, заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ в МБДОУ, обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности, рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров, организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта среди педагогических работников МБДОУ.
В период за 2021 – 2022 учебный год в ДОУ было проведено 4 педагогических совета. Рассматриваемые вопросы и результаты запротоколированы. На основании решения педагогического совета заведующий дошкольным учреждением издает приказ с указанием ответственных и сроков исполнения.
Родительский комитет МБДОУ
Деятельность родительского комитета регламентируется «Положением о родительском комитете».
Деятельность комитета осуществляется в соответствии с
· Конвенцией ООН о правах ребенка.
· Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря
· Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
· Уставом МБДОУ .
· Настоящим положением.
Родительский комитет может быть избран из числа родителей детей, посещающих ДОО. и возглавляется председателем. Родительский комитет подчиняется и подотчетен родительскому собранию.
Для координации работы Родительского комитета в его состав входит заведующий ДОО или педагогический работник ДОО.
Родительский комитет выполняет следующие функции, содействует организации совместных мероприятий в МБДОУ, оказывает посильную помощь МБДОУ в укреплении материально-технической базы, благоустройстве его помещений, детских площадок и территории, проводит результативную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) воспитанников об их правах и обязанностях, совместно с руководством ДОУ контролирует организацию качественного питания детей, медицинского обслуживания, принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, выполнения санитарно-гигиенических правил и норм, взаимодействует с другими органами самоуправления ДОУ по вопросам совершенствования управления, обеспечения образовательного процесса.
Комитет работает по разработанным и принятым им регламенту работы и плану, которые согласуются с заведующим МБДОУ. Количество собраний родительского комитета в 2021 – 2022 учебном году соответствует положению. Собрания проводятся онлайн, дистационно.
О своей работе комитет отчитывается перед общим родительским собранием не реже двух раз в год.
Комитет ведет протоколы своих заседаний и общих родительских собраний в соответствии с ведением делопроизводства МБДОУ. Протоколы хранятся в кабинете заведующего МБДОУ.
Вывод: функциональные звенья управления связаны и последовательны и образуют единый управленческий цикл, который позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и родителей (законных представителей).
2. Оценка эффективности системы управления содержанием и качеством подготовки ОУ.
В ДОУ сложилась система контроля, осуществляемого в целях установления соответствия воспитательно-образовательной деятельности целям и задачам Основной общеобразовательной программы ДОУ. Контроль осуществляется администрацией ДОУ в соответствии с разработанным на начало учебного года планом – графиком. В течение года осуществлялся контроль (текущий, предварительный, сравнительный, тематический, итоговый) в соответствии с годовыми задачами, приоритетным направлением, инновационной деятельностью. Для каждого вида контроля составлялся план, разрабатывались критерии, собиралась и анализировалась разнообразная информация, что позволяло сделать систему контроля понятной всем участникам образовательных отношений. По результатам контроля составлялась аналитическая справка, вырабатывались рекомендации, определялись пути исправления недостатков, Исполнение рекомендаций проверялось путем перепроверок. По результатам контроля издавались приказы заведующего. План – график контроля образовательного процесса реализован полностью. В процессе контроля осуществлен анализ всех направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Для осуществления эффективности управления, в ДОУ создана мотивационная среда для каждой категории сотрудников.
- осуществляется оптимальное распределений функций в дошкольном учреждении для формирования субъектной позиции каждого педагога в управлении учебно-воспитательным процессом;
- организовано материальное стимулирование педагогов;
- создана система повышения квалификации педагогических кадров;
- проводятся мероприятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе;
- обеспечение материально-технической базы.
С целью повышения качества образовательных услуг, уровня реализации Основной общеобразовательной программы ДОУ в течение учебного года коллектив детского сада поддерживал прочные отношения с социальными учреждениями :
ГИБДД
Пожарная часть
Районный дом культуры
Дошкольное учреждение осуществляет сотрудничество с МБОУ СОШ №9 г. Азова и МБОУ СОШ №2 г. Азова. Совместно со школой был разработан план мероприятий, предусматривающий тесный контакт воспитателей и учителей начальной школы, воспитанников дошкольного учреждения и учеников первого класса.
Права и обязанности сотрудничества с социальными учреждениями регулируются договором.
Вывод:
Основными формами координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения являются: анализ результатов, планирование, прогнозирование, тематический и оперативный контроль, мониторинг, коррекция программ и планов.
Таким образом
§ в МБДОУ создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения.
§ в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательных отношений.
§ Управление в ДОУ реализуется в режиме развития.
Анализ обеспечения координации деятельности педагогической, медицинской, психологической и социальных служб ДОУ.
Важным условием коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии является тесное взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ, внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов. Поэтому в ДОУ особое значение уделяется организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей.
Координирует работу узких специалистов и воспитателя - воспитатель детского сада. Воспитатель принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
Воспитатели проводят занятия по ознакомлению с окружающим, изодеятельность, конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов, у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:
1. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
2. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
3. Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Анализ организации взаимодействия семьи воспитанников и дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Взаимодействие с родителями коллектив МБДОУ строит на принципе сотрудничества, как межличностного общения педагога с родителями диалогической направленности, а не простому обмену информации.
При этом решаются приоритетные задачи:
§ повышение педагогической культуры родителей;
§ приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
§ изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством традиционных и нетрадиционных форм.
Традиционные формы существуют в дошкольных учреждениях (в том числе и в нашем) уже не одно десятилетие, и делятся на следующие группы:
· коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года).
· групповые консультации, конференции.
· индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
· наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Подробно хочется остановиться на нетрадиционных формах работы с родителями, которые реализовались в ДОУ в 2021 – 2022 учебном году. К ним относятся четыре группы:
· информационно-аналитические;
· досуговые;
· познавательные;
· наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся различные праздники, например: «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др. Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.
Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
Ø информационно-ознакомительная;
Ø информационно-просветительская.
Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, эффективно функционирует сайт дошкольного учреждения, где родители могут ознакомиться с интересующей их информацией, не выходя из дома, задать волнующие вопросы и оставить комментарии. Благодаря применению сайта родители могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: стенды, выполненные с применением современных технологий, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
В этом году активно использовался метод проектов, когда родители активно подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с вкусной и полезной пищей. Они собирают информацию о полезных и вредных продуктах, о преимуществе здорового питания, узнают новые полезные рецепты, делают презентации, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в оформлении территории ДОУ.
Вывод: в 2021 – 2022 учебном году в МБДОУ были созданы и реализованы условия для максимального удовлетворения запросов родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Работает консультативная служба специалистов: узкие специалисты и воспитатели. Родители могли в полном объеме получать информацию о целях и задачах учреждения, обсуждать различные вопросы пребывания ребенка в ДОУ, участвовать в жизнедеятельности детского сада.
Все это говорит об эффективности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.