10.01.2022
Вариативность среды
Согласно ФГОСДО одна из важнейших характеристик развивающей предметно-пространственной среды – вариативность – предполагает наличие в ДОУ или группе различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
При вариативности предметно-пространственной среды необходимо учитывать: Предметно-пространственная среда предусматривает: активную зону, спокойную зону, рабочую зону. Активная зона включает в себя: - центр сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Строители», «Парикмахерская», «Семья»); - центр конструирования (крупный строительный материал, различные виды конструкторов); - театрализованный центр (масочный театр, теневой театр, пальчиковый театр, настольный театр); - центр двигательной деятельности (кегли, обручи, мячи, ленточки, флажки, кольцеброс, скакалки, наглядно – дидактическое пособие «Виды спорта» ; Спокойная зона включает в себя: - уголок уединения (место где ребенок может побыть наедине с собой); - уголок природы (растения, инструменты по уходу за растениями, природный материал, дидактические игры); -уголок художественной литературы (книги с крупными иллюстрациями, книжный доктор, портреты писателей) ; Рабочая зона включает в себя:
Центр продуктивной и творческой деятельности (лепка: пластилин, тесто, кинетический песок; аппликация: цветная бумага, цветной и белый картон, клей; рисование: карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты).
При организации вариативной развивающей среды следует учитывать следующие факторы:
- Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;
- Особенности развития игровой деятельности детей;
- Скачкообразность и неравномерность в развитии ребёнка;
- Особенности контингента детей группы;
- Специфика педагогических задач в тот или иной период;
- Особенности индивидуального стиля деятельности педагога группы.
- Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счёт включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике ДО. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М.Монтессори, Ф.Фребеля, Р.Штайнера, а также отечественными – М.Н.Поляковой, Н.М.Крыловой, Н.А.Коротковой, Т.Н.Дороновой и т.д.