10.01.2022
Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; - выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей.
Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать.
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. “Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих. Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу необходимо поддерживать. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным.
Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна.
Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности.
Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:
В 3-4 года – продуктивная деятельность;
В 4-5 лет - познавательная деятельность;
В 5-6 лет - в общение; В 6-8 лет - образовательная деятельность. Приемы (из опыта работы педагогов):
1. Ситуация успеха.
2. Установки.
3. Предвосхищающая положительная оценка.
4. Собственный пример.
5. Проблемное обучение (проблемная ситуация).
6. Эксперимент (исследование).
7. Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
8. Моделирование.
9. Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
10. Образно‐смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
11. Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
12. Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
13. «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
Алгоритм проведения исследований:
-Выбор темы; -Составление плана;
-Сбор материала и информации.
-Обобщение полученных данных;
-Итог. (презентация опыта работы)
14. «Ритуал планирования самостоятельной деятельности» направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий. Можно начинать с того, что воспитатель садится перед детьми и пишет план – чем он будет заниматься сегодня в течении дня. Проговаривает и отмечает что удалось выполнить, что нет. Дети заинтересовались таким приемом. Следующим шаг - в течении какого – то времени (например, после прогулки) дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже писали, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем все планы вывешиваются на доску, и дети проговаривают – кто чем будет заниматься. Часто дети уже знали с кем они будут играть и в какую игру (группы по интересам). Далее воспитатель готовит предметно – развивающую среду. Играя, дети отмечают на своих планах – что им удалось сделать, а что нет. Ребята используют различные варианты планирования своей деятельности: на целый день, на первую или на вторую половину дня. Так же дети научатся пользоваться в своей деятельности планами как индивидуальными, так и коллективными. Планы хранятся в определенном месте. Это помогает детям самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность.
15. Прием «Три варианта». Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о помощи. Воспитатель говорит: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым давая информацию к размышлению и стимулируя его к самостоятельному поиску решения.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.